В японском языке нет следующих русских звуков: согласные — в, ж, л, ф, ч, ц, ш, щ; гласные — е, ы.
Общие термины
• Кохай - младший;
• Сэмпай - старший (старший ученик, инструктор);
• Сэнсэй - учитель (мастер, обладающий 3-4 даном; в исключительных случаях - также 1-2 даны);
• Cихан - мастер с 5-7 даном, руководитель школы;
• Ханси - мастер с 8-9 даном;
• Кантё - мастер-наставник всей организации;
• Сосай - шеф, директор всей организации. (основатель Киокушин Каратэ - Масутацу Ояма)
• Кумитэ - «встреча рук», спарринг;
• Иппон-кумитэ - учебный спарринг на один шаг;
• Санбон-кумитэ - учебный спарринг на три шага;
• Дзию кумитэ - свободный спарринг;
• Додзё - «место, где ищется путь», тренировочный зал;
• Киай - крик, сопровождающий сконцентрированный удар;
• Кихон - базовая техника;
• До - путь;
• Будо - путь воина (общее название боевых искусств);
• Идо-гэйко - основы перемещений;
• Кимэ - концентрация, максимальное усилие;
• Кихон - тренировка без партнёра. Базовая техника, основы боевого искусства;
• Рэнраку - комбинации (боевые и учебные);
• Ката - форма, комплекс (бой с несколькими воображаемыми противниками, по заранее обусловленной схеме);
• Тамэсивари - разбивание твёрдых предметов различными частями тела;
• Сусин - рефери на соревнованиях;
• Кокю хо - дыхание;
• Ибуки - силовое дыхание;
• Ногарэ - мягкое дыхание;
• Оссу - это второе, редко используемое чтение иероглифа “синобу”, который имеет значение “терпеть” в каратэ слово “Осу” используется как приветствие, а также часто заменяет выражения типа: "да, согласен, хорошо и извините меня", “Осу” означает “терпение, уважение и высокую оценку”;
• Кю - ученическая степень;
• Дан - мастерская степень;
• Доги - униформа, кимоно (одежда для тренировок);
• Оби - пояс;
• Макивара - снаряд для обработки ударов;
• Сайонара - «до свиданья»
Команды
• Сэйза - опуститься на колени (принять позу для сидячей медитации);
• Анза - позиция сидя. скрестив ноги (по-турецки);
• Мокусо - закрыть глаза;
• Мокусо ямэ - открыть глаза;
• Рэй - поклон;
• Синзэн ни рэй - поклон символической святыне школы, алтарю. Если в зале нет алтаря используется команда Сёмэн ни рэй;
• Сэнсэй (Сэмпай) ни рэй - поклон учителю (старшему);
• Отагай ни рэй - поклон всем, друг другу;
• Вакатта - понятно!;
• Вакаримас - Я вас понял.;
• Аригато - спасибо;
• Татэ кудасай - встаньте пожалуйста;
• Йой - приготовиться;
• Хадзимэ - начать, начало, идти;
• Ямэ - закончить;
• Торимасэн - «не оценивается»;
• Хикивакэ - ничья по итогу боя;
• Тюй - предупреждение за нарушение правил;
• Сикаку - дисквалификация;
• Тори - атакующий;
• Укэ - защищающийся;
• Маватэ - повернуться;
• Хантай - смена, например, сменить стойку левую на правую или наоборот;
• Наорэ - вернуться в исходное положение;
• Ясумэ - расслабиться;
• Мугорэ - самостоятельно (в практике ката);
• Ура - обратная сторона, в практике ката или идо гэйко означает шаги не прямо, а с предварительным разворотом через спину.
Счёт
• Ити - 1;
• Ни - 2;
• Сан - 3;
• Си (ён) - 4;
• Го - 5;
• Року - 6;
• Сити (нана) - 7;
• Хати - 8;
• Ку (кю) - 9;
• Дзю - 10.
• 45° - ён дзю го.
• 90° - кю дзю.
Для счета от 11 до 19 образуется сложное числительное, первый компонент которого -十дзю:– десять, а второй добавочное количество после десятка, например 十一 дзю:ити– 11, 十二дзю:ни– 12 и т.д. Дословно эти сложные числительные могут переводиться как «десять и один», «десять и два».
Для счета от 20 до 99 также образуется сложное числительное, но первым компонентом его будет количество десятков: 60 -六十 рокудзю:– дословно «шесть десятков», 98 -九十八 кю:дзю:хати(дословно «девять десятков и восемь»)
счет от 90,91,92...100 кю дзю, кю дзю ити, кю дзю ни... хяку (100)
счет от 101,102,103...109 хяку ити, хяку ни, хяку сан... хяку кю
счет от 110,111,112...119 хяку дзю, хяку дзю ити, хяку дзю ни... хяку дзю кю
счет от 200,300,400,500,600,700,800,900,1000 нихяку, санбяку, ёнхяку, гохяку, роппяку, нанахяку, хаппяку, кюхяку,сэн
Также существуют некоторые особенности, связанные с произношением китайских числительных.
Одна из них связана с произношением цифр «четыре», «семь» и «девять». В японском языке стараются не употреблятьонное чтение иероглифа «четыре» (си), из-за того, что оно звучит также, как чтение иероглифа «смерть». При чтении сложных числительных иероглиф «четыре» обычно читают по куну как ён или ё, например 四百 ёнхяку– 400, 千九百八十四年 сэнкю:хякухатидзю:ёнэн– «1984 год», хотя и это не спасает четверку от статуса несчастливого числа, аналогичного нашему числу 13. Во многих гостиницах Японии даже нет четвертого этажа или четвертого номера.
По причине аналогичного созвучия онов вместо оного чтения семерки (сити) употребляют кунное чтение нана – 千九百八十七 сэнкю:хякухатидзюнана – 1987.
В меньшей степени из-за созвучия онного чтения иероглифа «девять» (ку) сонным чтением иероглифа «мучение» употребляют чтение кю:.
Вторая особенность произношения сложных числительных заключается в явлении ассимиляции при сложении онов цифр. Так, казалось бы, числительное 800 должно читаться как 八百 хатихяку, но из-за фонетических процессов похожие звуки сливаются, и правильно 800 будет произноситься как хаппяку. Аналогично с 六百 роппяку- 600, 三千 сандзэн– 3000 и т.п.
Стойки
Ожидания и готовности:
• Хэйсоку дати - ступни вместе;
• Мусуби дати - пятки вместе, носки развёрнуты на 90°;
• Хэйко дати - ступни параллельно на ширине плеч;
• Сизентай - пятки на ширине плеч, носки развёрнуты;
Основные:
• Дзэнкуцу дати - передняя стойка,
• Кокуцу дати - задняя стойка;
• Сантин дати - стойка «крепости» или «песочные часы»;
• Киба дати - стойка всадника, стопы параллельны 45°, 90° (ён дзю го) 1.Фронтальный — используется по умолчанию, когда человек стоит лицом вперёд. 2. ён-дзю-го, когда человек находится под углом 45 градусов к линии перемещения. 3. кю-дзю, когда человек стоит боком к линии перемещения. Маэ коса движение вперёд через Какэ Аси (заступ ступнёй спереди), усиро коса движение вперёд через Какэ Аси (заступ ступнёй сзади).
• Сико дати - стойка «борца сумо», ступни на 45°.
• Ути хатидзи дати - стойка «голубя» (пятки шире плеч, носки внутрь).
• Сото хатидзи дати (Аналогично стойке фудо дати, только ступни ног разведены на угол 60 градусов.)
Переходные:
• Нэкоаси дати - стойка «кота» подобна кокуцу дачи, но значительно короче;
• Цуруаси дати - стойка «цапли», стойка на одной ноге;
• Какэ аси дати - «скрученная» стойка с заступом ноги сзади или спереди;
• Маэ коса - см. Киба дати;
• Усиро коса - см. Киба дати;
• Мороаси дати - ступни параллельно на ширине плеч, одна нога выдвинута на длину ступни вперёд.
Боевая:
• Дзию камаэтэ дати или кумитэ дати - стандартная боевая стойка.
Уровни атаки и защиты
• Дзёдан - верхний уровень (голова, шея);
• Агама - голова;
• Aго - подбородок;
• Ганмэн - лицо;
• Нодо - горло;
• Тюдан - средний уровень (корпус) - от шеи до пояса;
• Мунэ - грудь;
• Мизо ути - солнечное сплетение;
• Сакотсу - ключица;
• Хара - живот (энергетический центр человека на ладонь ниже пупка);
• Хизо - рёбра;
• Гэдан - нижний (ниже пояса);
• Коши - бёдра. Взаимное расположение конечностей
• Ой - одноимённое;
• Гяку - разноимённое (противоположное).
Стороны
• Хидари - левая;
• Миги - правая;
• Агэ - поднимающийся вверх;
• Йоко - в сторону;
• Усиро - назад;
• Маэ - вперёд;
• Маваси - круговое;
• Сото - внутрь;
• Ути - изнутри;
• Ороси - вниз;
• Сёмэн (шомэн, маэ) - движение (направление) вперёд;
• Сагари (усиро) - движение (направление) назад.
• Кайтэн - перемещение вращением;
Ударные части тела
Руки:
• Сэйкэн - кулак (передняя часть);
• Уракэн - перевёрнутый кулак (тыльная часть);
• Тэцуи - «кулак-молот», основание кулака со стороны мизинца;
• Сюто - «рука-нож», ребро ладони - со стороны мизинца;
• Хайто - внутреннее ребро ладони - со стороны большого пальца;
• Сётэй - «пятка» ладони;
• Кокэн - запястье;
• Кумадэ - «медвежья лапа», ладонь с полусогнутыми пальцами;
• Ёхон нукитэ - «рука-копьё», ладонь с выпрямленными четырьмя пальцами;
• Нихон нукитэ - рука с выпрямленными пальцами, образующими «вилку»;
• Накаюби иппонкэн - кулак со сжатым наполовину средним пальцем;
• Ояюби иппонкэн - кулак с полусогнутым большим пальцем;
• Хиракэн - кулак со сжатыми наполовину пальцами, ладонь открыта;
• Рютокэн - кулак «голова дракона», пальцы сжаты наполовину, средний выдвинут вперёд, образуя вершину треугольника в суставах;
• Хайсю - тыльная сторона ладони;
• Тохо - «рука-крюк», раскрытая ладонь с отведённым большим пальцем;
• Кэйко - «рука-клюв», пальцы собраны в щепотку;
• Котэ - предплечье;
• Хидзи - локоть.
Ноги:
• Тюсоку - подушечка под пальцами стопы;
• Сокуто - «нога-нож», внешнее ребро стопы;
• Тэйсоку - внутренняя выемка стопы;
• Хайсоку - подъём стопы;
• Аси - подошва;
• Какато - пятка;
• Сунэ - голень;
• Хидза - колено.
Удары руками
Толчковые удары:
• Сэйкэн (тюдан, дзёдан, гэдан) цуки - прямой удар кулаком (на разных уровнях);
• Татэ цуки - удар кулаком, расположенным вертикально;
• Агэ цуки - удар крюком снизу вверх (в подбородок);
• Сэйкэн аго ути - прямой скоростной секущий удар кулаком в подбородок;
• Сита цуки - удар в корпус перевернутым кулаком;
• Моротэ цуки - удар двумя руками;
• Яма цуки - удар двумя руками на разных уровнях (на верхнем и среднем или нижнем);
• Дзюн цуки - удар в сторону.
Толчковые производные:
• Сётэй ути (тюдан, дзёдан, гэдан) - удар «пяткой» ладони (на всех уровнях);
• Ёхон нукитэ - удар «копьём» (в горло, в сплетение).
Секущие:
• Тэцуи комиками ути - удар «молотом» сбоку снаружи по голове;
• Тэцуи ороси ганмэн ути - удар «молотом» сверху по голове;
• Тэцуи хизо ути - удар «молотом» снаружи по рёбрам;
• Тэцуи йоко ути (тюдан, дзёдан, гэдан) - удар «молотом» наотмашь в сторону (на всех уровнях);
• Уракэн шомэн (сёмэн) ути - удар перевёрнутым кулаком вперёд в лицо;
• Уракэн саю ути - удар перевёрнутым кулаком в сторону сверху в лицо;
• Уракэн хизо ути - удар перевёрнутым кулаком в сторону сбоку по рёбрам;
• Уракэн маваси ути - круговой удар перевёрнутым кулаком в голову;
• Сюто йоко ганмэн ути - удар ребром ладони снаружи вперёд по голове;
• Сюто сакоцу ути - удар ребром ладони сверху, по ключице;
• Сюто сакоцу ути коми - прямой (режущий) удар ребром ладони в ключицу;
• Сюто дзёдан ути - удар ребром ладони изнутри вперёд в голову, по шее;
• Сюто хизо ути - удар ребром ладони снаружи по рёбрам;
• Сэйкэн маваси ути - удар крюком сбоку (в голову, в корпус).
Локтём:
• Маэ хидзи атэ (дзёдан, тюдан) - вперёд сбоку (в корпус, голову);
• Агэ хидзи атэ (дзёдан, тюдан) или хидзи аго-ути - вперёд снизу в подбородок;
• Ороси хидзи атэ - сверху вниз;
• Йоко хидзи атэ - в сторону (с помощью другой руки);
• Усиро хидзи атэ - назад (с помощью другой руки), в том числе и при исполнении с разворота.
Удары ногами
• Ороси хидзи атэ - сверху вниз;
• Хидза гэри – удар коленом
• Маваси хидза гэри – круговой удар коленом
• Кин гэри – удар в пах
• Маэ гэри – прямой удар вперёд
• Маэ какато гэри – прямой удар пяткой
• Маэ кэагэ – маховый удар вперёд
• Сото маваси кэагэ – маховый удар снаружи внутрь
• Ути маваси кэагэ – маховый удар изнутри наружу
• Йоко кэагэ – маховый удар в сторону
• Йоко гэри – удар ребром стопы в сторону
• Кансэцу гэри – удар ребром стопы в коленный сустав
• Маваси гэри – круговой удар вперед
• Усиро гэри – прямой удар назад
• Ути хайсоку гэри – диагональный удар вперёд (круговой удар изнутри передней ногой "хайсоку" (подъем стопы) в противоположную сторону т.е. если бъем левой ногой, то должны попасть сопернику не в правую, а то же в левую сторону.)
• Ороси сото какато гэри – удар сверху вниз после кругового выноса снаружи
• Ороси ути какато гэри – удар сверху вниз после кругового выноса изнутри
• Какэ гэри (ура маваси гэри) – обратный круговой удар
• Усиро маваси гэри («вертушка») – обратный круговой удар с разворотом на 360 °
• Маэ тоби гэри – удар в прыжке вперед
• Нидан тоби гэри – двойной удар в прыжке вперёд на разных уровнях
• Йоко тоби гэри – удар в прыжке в сторону
• Маваси тоби гэри – круговой удар вперёд в прыжке
• Усиро тоби гэри – прямой удар назад в прыжке
• Усиро маваси тоби гэри («вертушка в прыжке») – круговой удар назад в прыжке
• До маваси кайтэн гэри - «вертушка в падении»
Блоки
Руками:
• Сэйкэн дзёдан укэ - верхний блок предплечьем (кулак сжат);
• Сэйкэн тюдан сото укэ - блок снаружи внутрь предплечьем (кулак сжат) на среднем уровне;
• Сэйкэн тюдан ути укэ - блок изнутри наружу предплечьем (кулак сжат) на среднем уровне;
• Сэйкэн маэ гэдан барай - нижний блок предплечьем вперед (кулак сжат);
• Маваси гэдан барай - нижний блок предплечьем с изначальным круговым (парирующим) выносом руки к голове (в отличие от прямого замаха в базовом блоке);
• Моротэ укэ - блок в положении ути-укэ, усиленный второй рукой;
• Моротэ тюдан ути укэ - двойной разводящий блок предплечьями изнутри на среднем уровне;
• Тюдан ути укэ/гэдан барай - двойной блок предплечьями на среднем и нижних уровнях;
• Сюто маваси укэ - круговой блок двумя руками в позиции сюто;
• Сэйкэн дзудзи укэ (дзёдан, гэдан) - верхний и нижний скрестный блок предплечьями (кулаки сжаты);
• Сётэй укэ (дзёдан, тюдан, гэдан) - блок «пяткой» ладони на всех уровнях;
• Сюто тюдан сото укэ - аналогично базовому блоку в позиции Сэйкэн, но ребром ладони (сюто тюдан ути-укэ, сюто дзёдан-укэ, сюто маэ гэдан-барай - то же);
• Осаи укэ - блок-накладка ладонью.
Ногами:
• Сунэ укэ - блок голенью;
• Хидза укэ - блок коленом;
• В качестве блоков используются также различные маховые удары ногами, опережающие накладки стопой.